Большой лагерь

Расположение: 

Большой лагерь — не город, а будущий город. Когда-то, лет через 50-60, здесь будет выстроен большой порт. Возможно — важнейший порт северного побережья Южных земель. Пока же это только военный лагерь, кантонмент, намечающий будущие границы центра города. Так создавались очень многие крупные лавикандские поселения — например, Тангор.

Сейчас Большой лагерь — место расположения ставки Южного фронта и всех основных его служб. Практически любое приключение на территории Юга начнется для героев в Большом лагере, а может быть и завершится там же. По большому счету многие сюжеты детективного толка могут полностью происходить в Большом лагере — здесь постоянно находится около пятидесяти тысяч человек.

При любом описании лагеря важно помнить, что он находится в фазе постройки. Формальная точка отсчета нашей игры — 1 день весны 452 года правления IV Худдов, день начала Южной кампании. В этот момент Большого лагеря просто не существует. Мы описываем его в том виде, каким он стал к середине весны 452 года, примерно через полтора месяца после войны. Мастер, по мере своих необходимостей, может как уменьшить и упростить лагерь (если события развиваются раньше), так и усложнить и дополнить (если события происходят позже). В таком или примерно таком виде Лагерь просуществует около года — до весны 453 года.

Недостроенность касается почти всех объектов лагеря, но прежде всего — его стен. По плану они должны быть сложены по последнему слову фортификационного искусства из крупного камня и кирпича, да еще окружены широким рвом с водой и кольями. Пока что, однако, это скромный земляной вал и неглубоким рвом с частоколом.

Дальнейшее описание лагеря мы поведем по тому же принципу, по которому описывали города империи.

 

Ставка ("Особый квартал")


Центральный район лагеря, административное сердце всего Южного фронта и место жительства эртовика. На армейском сленге Ставка называется "Особый квартал".

 Она окружена стеной (пока что деревянной) и вход внутрь разрешен только для офицерского звена от полусотника и выше, или сотрудникам контор, работающих внутри квартала.

1. Шатер эртовика Иана-зал-Нару
Иан-зал-Нару отложил постройку специального здания для него и пока что обходится большим матерчатым шатром на подвижной платформе. На самом деле даже не одним шатром, а несколькими, связанными между собой. В одном эртовик живет, в других собирает советы, в третьих расположены его личные секретари, слуги, кухня и прочее. В числе прочего там живут две (возможно - три) любовницы эртовика, которых он взял с собой на фронт.

2. Шатер генарала Той-ди-Кана
Правая рука и непосредственный заместитель эртовика генерал Той-ди-Кан - тот человек, который фактически решает большинство фронтовых вопросов, выходящих за пределы собственно тактического и стратегического планирования. Как и его начальник, он пока что живет в шатре, большую часть которого занимает, впрочем, не он сам, а его администрация.

3. Здания штаба фронта
Самое крупное здание в Особом квартале - здание штаба Южного фронта, где расположена большая часть бюрократических военных служб - отвоенного суда до службы логистики. Многие на фронте шутят, что это здание - имперская машина в миниатюре. Хотя в нем пока всего два этажа и три десятка комнат, документы уже начинают теряться.

4. Управа военных сообщений
Центр всего потока информации, проходящего через Ставку. Сюда стекаются и, что важнее, здесь дешифруются доклады большинства подразделений Южной армии. Из всех объектов Большого лагеря это здание охраняется наиболее тщательно.

5. Штаб лагеря
Сам Большой лагерь достаточно велик, чтоб его жизнью было непросто управлять. Разумеется, ни у эртовика, ни у генерала Кана времени на это нет, поэтому всеми делами внутри лагеря занимается комендант - бригадир Дзигу. У него есть немало помощников и даже непосредственно подчиненный ему отряд военной стражи.

6. Комплекс Управления военной разведки
Разумеется, основное место расположения УВР - столица империи, но находиться так далеко от линии фронта было бы слишком расточительно. В связи с этим около десятка офицеров УВР почти постоянно находятся в Особом квартале. В основном, это не полевые агенты (им-то делать в лагере особенно нечего), а координаторы и бюрократические работники. Но здесь же расположен и Особый отдел войсковой разведки, аккумулирующий информацию, поступающую от разведовательных частей находящихся за линией фронта.

7. Шатры идеологических войск
Главный идеолог Южного фронта генерал Вено как правило не сидит в Большом лагере - у него немало дел и в местах сражений. Так же примерно рассуждают и большинство других идеологов. Однако часть их занимается поддержанием боевого духа (а подчас - просто развлечением) расквартированных в лагере частей. Они-то и живут в шатрах Особого квартала.

8. Дом лока
Первым полноценным домом, выстроенным в Большом лагере, было это маленькое строение. Его начали возводить даже раньше, чем тюрьму и церкви. В маленьком одноэтажном домике живут двое лока, приданых эртовику Нару. Наружу они почти не выходят, но к ним иногда для разговора приводят солдат или офицеров, видивших что-то важное для анализа. Вероятно поэтому среди солдат это здание называют "мясорубка": выдержать разговор с лока подчас тяжелей, чем побывать в сражении.

9. Военно-полевой архив
Империя не была бы империей, если бы вместе со старшим офицерским звеном и ставкой на фронт не привезли бы немаленький архив. Запрашивать информацию об офицерах, рядовых или встреченных в процессе завоевания районах из метрополии было бы тяжело и дорого. Проще было один раз перевести самые необходимые сведения в Большой лагерь. Это и было сделано. Конечно, ВПА - не самый большой архив империи и там едва ли можно найти информацию по теории магии или истории II династии фели. Но важнейшие сведения о географии Юга и личном составе фронта там есть.

10. Алтарь Неба
При многочисленных отступлениях эртовика Нару от принятого в приличном обществе поведения, есть одна вещь, в которой его упрекнуть нельзя: в пренебрежении к императору. Чрезвычайная преданность Нару государю распространяется и на государственный культ Неба, а потому эртовик всюду возит с собой чиновника из Ведомства дворцов, тщательно воспроизводящего у алтаря Неба все необходимые ритуалы. Что характерно, ни эртовик, ни кто-либо из его офицеров этих обрядов не посещает, но сам факт их проведения в Особом квартале для Нару важен. Но алтарь является центром сбора многочисленных в армейских кругах "дозволенных еретиков"-имперцев (к числу которых принадлежат, например, многие идеологи)


 

Порт

На данный момент портовая часть Большого лагеря отстроена лучше всего. Оно и понятно: можно поселить солдат в бараках, а офицерах в шатрах, но нельзя толком чинить корабли на коленке - для этого нужна нормальная оборудованная гавань.

1. Молы
Для защиты порта как от стихии, так и от кораблей противника уже был насыпан укреплённый мол, на который установили тяжелые катапульты и прочую технику. Второй такой же мол насыпается в данный момент.

2. Маяк
Маяк нужен не только кораблям, но и драконам, поэтому его постройке придавали большое значение. На самом деле сейчас это не такая уж красивая постройка: просто полая балочная конструкция. Но ее постепенно укрепляют. Вход на маяк, разумеется, для большинства людей закрыт, потому что с него открывается детальный вид (и отличный прострел) как порта, так и Особого квартала.

3. Сухой док
Камень для постройки сухого дока пришлось везти из метрополии, но оно того стоило: теперь в Большом лагере можно чинить даже крупные военные суда. Сухой док не то чтобы секретная технология (и у фантаврцев, и у южан она есть), но все-таки "режимный объект" и кого попало сюда не пускают. Зато инспекции из центра сюда водят постоянно, потому что док - сложная конструкция и прекрасно показывает "величие лавикандской инженерной мысли и трудолюбие наших инженеров" (из речи коменданта Дзигу на открытии дока).

4. Грузовой и пассажирский причалы
Для удобства и из соображений безопасности причал, на который разгружается провиант и оружие (справа), и причал, на который высаживаются солдаты (слева), отделены друг от друга.

5. Гражданская управа порта
Помимо военных моряков в порту Большого лагеря работает довольно много людей, в том числе и гражданских. Среди них - мастера-корабелы, лоцманы, картографы, представители коммерческих фирм. Для них было выстроено специальное здание. Позже в нем расположили и гостиницу для приезжих (бесплатную для государственных чиновников или военных проверяющих), и представительство Совета матрон. Правила в гражданской управе вольные - нет комендантского часа и перемещения местных жителей в порту никто не ограничивает. Тем не менее алкоголь и азартные игры запрещены даже тут, чтоб не вводить солдат в искушение.

Казарменные кварталы

На постоянном проживании в Большом лагере находятся около трех тысяч солдат. Примерно в десять раз больше постоянно болтаются там по тем или иным причинам ожидая разгрузки/погрузки на суда, перенаправления в нужную сторону фронта, переформирования и т.п. Разумеется, всем этим людям нужно где-то жить, что-то есть, как-то развлекаться, где-то тренироваться (все-таки они солдаты).
Мы не будем отмечать на схеме как таковые казармы - многочисленные строения барачного типа или длинные шатры. Для простоты можно считать, что все эти кварталы сплошь застроены прямоугольными казарменными зданиями. Мы же отметим только те здания, которые чем-то примечательны.

1. Офицерские казармы
В первую очередь это четырёхугольник офицерских казарм, составленный из восьми относительно небольших построек. В нормальном военном лагере старшие офицеры живут в центре, в окружении солдатских палаток. В Большом лагере необходимости в этом нет, да и солдаты живут куда более компактно. Поэтом старший офицерский состав селится в специально выстроенных для него зданиях. Принципиальное отличие офицерских казарм от всех прочих - там нет комендантского часа, поскольку в отличие от солдат офицеры не обязаны после 34 часов находится в своих палатках.

2. Столовые
Для удобства и ради борьбы с толкучкой в казарменных кварталах было выстроено десять больших зданий столовых. Тем не менее и их, конечно, не хватает, так что столовым приходится работать в несколько смен.
Меню солдат и офицеров в лавикандской армии как правило не отличается или, во всяком случае, отличается несильно. Тем не менее офицеры едят лучше, потому что могут закупаться едой у маркитантов. Солдаты теоретически тоже могут, но их жалование не позволяет шиковать.

3. Склады
Самые важные склады - это конечно склады оружия (они часто располагаются прямо в зданиях казарм) и провианта. Однако на самом деле в складских помещениях в Большом лагере можно подчас найти совершенно неожиданные вещи. Что важно в складском квартале расположены и маркитантские лавки, где можно купить все, что разрешено уставом (а иногда и кое-что сверх того).

4. Кухни
На такую ораву народа и готовить надо с размахом. На кухнях Большого лагеря делают все - пекут хлеб, вялят рыбу и мясо, даже варят собственное рисовое пиво, которое раздают солдатам в праздничные дни. В общем, это особое и очень большое дело. При этом только часть продукции кухонь направляется в столовые Большого лагеря: часть уходит на корабли Южного флота, а часть направляется в прифронтовые части.

5. Мастерские
Разумеется, оружие и доспехи на фронт привозят уже в готовом виде: создавать в Большом лагере оружейные мануфактуры было бы накладно. Но тем не менее оружие это нужно чинить. Нужно подковывать лошадей, изготавливать кожаные части для брони и гвозди для строительства в самом большом лагере, необходимые детали для починки судов или военной техники. Да хоть просто доски. Словом, в кузницах, плотницких и кожевенных мастерских есть чем заняться. Что интересно, здесь кузнецами очень часто работают солдаты-брэ, потому в любой части от двойной сотни и выше обязательно есть свой кузнец. А вот плотники и кожевенники, как правило, гегра. Они не считаются военными

6. Клановый совет
Представители клановых войск, завербовавшихся на Южный фронт, находятся по ряду вопросов в оппозиции к официальным имперским частям и создали собственный совет, на котором обсуждают важный для себя вопросы. Места в Особом квартале им, конечно, никто отводить не стал, так что пришлось ограничиться несколькими шатрами в казарменных кварталах.

7. Офицерская кантина
Нечто вроде клуба, в котором офицеры могут собираться для неформального общения. Здесь подают алкоголь (весьма умеренно, правда, и только пиво или вина), играют в шашки и мятед (азартные игры уставом запрещены, но в кости тоже иногда под полой играют), здесь есть небольшая библиотечка с художественными романами. По вечерам более подкованные офицеры иногда проводят своеобразные лекции для своих коллег - как в области военных проблем, так и по совершенно посторонним вопросам. Вход в кантину открыт только для офицеров или людей, приглашенных ими. Исключений из этого правила два: женщин и ученых (врачей, гражданских инженеров и т.п.) в кантину пускают. Ну и, конечно, в кантине есть слуги, и эти слуги - гражданские лица, а не офицерские денщики.

9. Церкви
И худды, и брэ - лаврикианцы. Разумеется, брэ редко бывают такими уж истовыми лаврикианцами, но на линии фронта многие вспоминают о религии. Худды же, как правило, о ней и не забывали. При большинстве худдских частей есть капелланы, но нет церквей - в поход их с собой не унесешь. А вот в Большом лагере построить церкви было вполне возможно, и это было сделано - по одной на на каждый из больших казарменных кварталов.
Внешне эти здания далеки от изящных храмов Метрополии, но, как шутят капелланы, "функционально идентичны" им.

10. Лагерь хозяев боли
Чтоб брэ не чувствовали себя оставленными в духовном смысле, на фронте работает немало хозяев боли. Подавляющее большинство из них служит при каких-то конкретных частях (в качестве военных хирургов, как правило). Но в Большом лагере постоянно находятся минимум двое хозяев. Специально для своих нужд они построили шатер. Теоретически он предназначен для ритуалов, но на практике используется в основном как запасная операционная.

11. Бордели
Империя не содержит публичных домов, но позволяет коммерсантам устраивать такие заведения в армейских частях, удаленных от линии фронта. Большой лагерь не исключение: здесь действуют сразу четыре борделя, большая часть сотрудниц в которых, само собой, дамы-брэ. Качество обслуживания в заведениях весьма непритязательное, конечно, и это именно и только публичные дома: ни алкоголя, ни, тем более, опиума там не продают.

12. Военная стража и гауптвахта
Там где собирается много брэ часто случаются драки. Если же добавить к этому понятное волнение перед отправкой на фронт, драки становятся неизбежны. Кроме того солдаты, а подчас и офицеры склонны пренебрегать уставом. Поэтому в армии вообще и в Большом лагере в частности постоянно действует военная стража и, конечно же, есть гауптвахта, на которой запирают провинившихся. Помимо ареста в лавикандской армии практикуются и телесные наказания, но известно, что эртовик Нару не является их приверженцем: если проступок невелик, солдат отправляют на гауптвахту, если велик - в штрафные части или (если совершено что-то действительно серьезное) на плаху. Тем не менее и порка иногда тоже применяется - здесь же, перед зданием Военной стражи.

13. Тренировочный лагерь
Солдатам надо где-то тренироваться, даже если это солдаты-брэ. На полях тренировочного лагеря разыгрываются иногда довольно сложные маневры, включающие не только пехоту, но и конницу. И хотя нынешнее руководство Южным фронтом ценит тренировки в лагере весьма невысоко - это неплохой способ занять солдат и поддерживать их в тонусе.

14. Поле для игры в мяч
Другим способом развлечения солдат является игра в мяч. Многие полки имеют свои команды по игре в мяч, хотя традиционно это - игра кафа и катарир и, конечно, брэ пришлось сильно упростить ее правила.


15. Госпиталь
Разумеется, в Большом лагере есть свой госпиталь, и это самый большой госпиталь на всем Южном фронте. При все том надо сказать, что если раненного все же довезли от места сражения до Большого лагеря, то его скорее всего можно отвезти и в метрополию: рана значит или не тяжелая, или не требующая большой спешки. Есть, однако, очень серьезная проблема, которая может решаться только на месте. Это эпидемии. Уровень санитарии в Большом лагере да и вообще на фронте диктуется не столько желаниями людей, сколько их возможностями, поэтому риск эпидемий всегда достаточно велик. Местные врачи уделяют этому немало сил.
Помимо этого при госпитале проводятся довольно серьезные исследования в области хирургии, диагностики, болезней антропос и магии дневного круга.
Подавляющее большинство сотрудников госпиталя и лабораторий при нем - штатские, хотя есть среди них, конечно, и военные врачи.

16. Военно-исследовательские лаборатории
В отличие от госпиталей, куда может попасть любой, военные лаборатории строго закрыты. Пройти туда могут даже не все офицеры, а все сотрудники официально числятся в инженерных или магических войсках и даже нередко бывают на полях сражений. В лабораториях исследуются антропос, их техника (в особенности необычные механизмы южан), изучается состав почв, создаются подробные (и засекреченные, конечно) карты Юга и выполняется масса другой необходимой для фронта работы.

17. Инженерный парк
Большая огороженная площадка, заборы которой сплошь завешаны объявлениями "Не курить", "Не использовать открытого огня" и "Не входить посторонним". Здесь хранится военная техника - от станковых арбалетов до баллист, от пао-бао до горючего огненных труб. Здесь же конструируется новая техника и чинится старая. Не говоря уже о том, что значительная часть местных приспособлений засекречена, непосвящённому находится тут может быть просто опасно. (А еще опасней это посещение будет для техники, требующей умелого обращения).

18. Шатры представителей союзников
Союзники империи - Фантаврская империя и Соединенное королевство Уолша и Наргейла прислали на фронт своих офицеров-наблюдателей. По мнению многих эти офицеры - не более чем шпионы, пользующиеся официальным прикрытием. Вероятно во многих случаях это верно, но эртовик много десятилетий имеет дело с антропос и склонен относиться к некоторым из них с доверием (особенно это касается уолшских офицеров, с дедами которых Нару и его окружение сражались плечом к плечу в Амрийском кризисе). К тому же союзники лучше лавикандцев представляют мышление и технологии антропос, что тоже иногда бывает полезно. Так или иначе, союзным наблюдателям выделили место в казарменных кварталах. Лавикандцы сюда предпочитают не заходить.

19. Драконий порт
По проекту здесь должен быть выстроен огромный драконий порт, но пока что дело ограничилось парой насыпанных дорог для приземления и разбега малых драконов и большим драконьим питомником, в котором отдыхают животные Южного воздушного флота. Разумеется, здесь же находятся и казармы драконюхов-катарир, которые не любят слишком уж удаляться от своих питомцев.

20. Кладбище
Часть земли, отведенная под кладбище. Предполагается, что спустя лет пятьдесят здесь будет создан крупный мемориал с курганами, статуями и всем прочим, где будут хоронить военных героев. Пока что погибших героев Южной кампании, к счастью, немного, так что и клабище пустует